Памирские исмаилиты
Пятница, 29.03.2024, 13:46



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ ШО-НАСИР-И ХОСРОВ.Биография. - Страница 2 - Форум ] [ Регистрация ] [ Вход ]
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Исмаилиты. Наша вера » Носир-и-Хосров » ШО-НАСИР-И ХОСРОВ.Биография. (Биография великого поэта)
ШО-НАСИР-И ХОСРОВ.Биография.
PamirДата: Четверг, 16.07.2009, 15:59 | Сообщение # 16
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 1
Статус: Offline
Под руководством этого даи Муаййада Насир-и Хосров проходит полный курс посвящения в исмаилизм как явного (открытого) учения, так и внутреннего (тайного) учения. Это было обусловлено тем, что исмаилизм как учение формировался по двум аспектам: «открытый»—экзотерический путь (аз-захир), доступный всем рядовым членам общины, и «внутренний»—эзотерический (аль-батин), доступный лишь «посвященным» (аль-хасса), занимавшим высшее положение в исмаилитском движении.
«Внешнее» учение исмаилизма включало в себя все обряды шариата, обязательные для рядовых членов общины. «Внутренняя» эзотерическая сторона учения исмаилитов содержит две части: атта'вил-—аллегорическое истолкование Корана и шаи'ата и альхака'ик—система духовных учений, опирающихся на толкование сокровенных и высших истин, опирающихся на элементы неоплатонизма и положения учения Аристотеля, а также на ряд мистических учений. (Разумеется, все это далеко было от чистого ислама и поэтому все мусульманские религиозные деятели не признавали исмаилитов.)
Одним из первых авторов учения исмаилитов был дай из Мавераныахра ан-Насафи (Несеф—так раньше назывался нынешний город Карши). Согласно его теории Бог—абсолют, лишенный каких бы то ни было атрибутов, а абсолютная истина (аль-хакк), предвечным повелением, или волеизлиянием (аль-амр) выделил из себя творческую субстанцию—Мировой разум (аль-акл или акл-аль-кулл), обладающий всеми свойствами божества. Мировой разум путем эманации произвел Мировую душу (ан-нафс), которая в свою очередь произвела семь движущихся сфер. Путем преобразования сфер простые элементы (аль-муфрадат) или натуры (влага, сухость, тепло, холод), образовали сложные, или составные (алъ-мураккабат)—землю, воду, воздух и эфир. В результате последующих преобразований возникли растения с вегетативной душой, из них—животные с чувственной душой, из них—человек с разумной душой.
 
PamirДата: Четверг, 16.07.2009, 15:59 | Сообщение # 17
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 1
Статус: Offline
Согласно исмаилитскому учению, цель сотворения земного мира—реализация божественного повеления, божественной истины. Духовная жизнь рассматривается как циклическое развитие «проповеди истины и единобожия» (да'ват аль-акк ва-т-таухид). История человечества подразделяется на циклы, или эры (давер): «великий цикл» (ад-давер-а'зам)—от Адама до ал-Ка'има—состоит из семи «малых» циклов (аль-фитра)—периодами между пророческими посланиями. Каждый пророческий цикл, в свою очередь, определяется семью имамами (аль-мустакиррун). «Владыкой» (сахиб) каждого малого цикла считается ан-натик—пророк, которому ниспослано откровение.
Пророками первых шести циклов признаны последовательно Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Иисус (Гайса) и Мухаммед, а их духовными преемниками (ал-асас, ал-васи)—соответственно Шис (Сиф), Сам, Исмаил, Харун (Аарон), Шамун и Али ибн Талиб. Седьмой имам в каждом предшествующем пророческом цикле поднимается в ранге и становится ан-натиком следующего цикла. Так, в цикле пророка Мухаммеда ан-натик Али был аль-асасом, а Мухаммед ибн Исмаил—седьмым имамом. Он явится (» связи с тем, что он тайный) в качестве аль-Каима и станет ан-натиком седьмого пророческого цикла—«цикла откровения» (давер аль-кашф). Его миссия будет состоять в отмене «внешнего» (аз-захир) аспекта религиозного закона ислама и в полном раскрытии божественной истины (аль-батин). Он будет править миром до Судного дня и участвовать в последнем суде. До появления «скрытого» имама, аль-Каима, его полномочными представителями на земле являются 12 верховных дай (аль-худжжаты), возглавляющие соответственно двенадцать регионов (островов). Одним из таких двенадцати островов во времена Насира-и Хосрова был Хорасан и Балх, а сам Насир-и Хосров фатемидами был посвящен в великие худжжаты этого «острова». Он оставил заметный след в исмаилитском учении этого края. И даже века не смогли стереть этот след и, наоборот, они подчеркнули величие Насира-и Хосрова как апостола всех времен. Духовное учение исмаилизма, прошедшее через его душу, вошло в души миллионов людей. Об этом свидетельствует диспут, который состоялся почти через девятьсот лет после смерти великого Шо Насира-и Хосрова между последователем его учения Хайдаром Шо Мубараком Шо Заде и пешеварским муллой Мухаммад Салихом в феврале 1929 года в городе Хороге Таджикской республики. Вот что сказал, отстаивая учение исмаилитов, Шо Муба-рак: «Мусульмане каждый день повторяют слова тафжида (формула единства и почитания): «Нет бога, кроме бога, и Мухаммед пророк его». Они сами не понимают того, что говорят. Что такое единство? Разве может быть оно там, где наряду с богом существует дьявол? Не может быть двух начал у одной вещи. Не может в одном мире существовать добро рядом со злом. Мир един, ибо божество едино, но оно так многообразно, что мы определить нашим разумом его не можем. Мы познаем только отдельные проявления и, осознав их, называем бога одним из тысячи имен. Те божественные грани, которые были показаны людям, получили тысячу и одно имя. Люди знают из них только тысячу имен, тысяча первое остается сокровенной тайной.
 
PamirДата: Четверг, 16.07.2009, 15:59 | Сообщение # 18
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 1
Статус: Offline
Среди имен божьих известны нам наиболее почитаемые нашим народом три имени: Бори-и-Сухбано—Великое Чистое; Ишки-куль—Всепоглощающая любовь и Калима-и-Амо—Великое слово. Однажды Творческое Желание (это тоже одно из проявлений, а следовательно, и имен божьих) соединилось с другой гранью божества—с Великим Словом. От их воссоединения был произрожден Акликуль— Мировой Разум. После этого Мировой Разум, стремясь к божеству и постигнув Великое Слово, породил Нафсикуль—Мировую Душу.
Акликуль является божественным первоначалом, предшествующим, а Нафсикуль, будучи сотворен вторым, уже не был единицей, означающей собой все сущее, и обозначается числом 2, показателем первоначальной множественности. Став господином первоначальной множественности, Мировая Душа явилась источником всего сущего во вселенной. Родилась на земле жизнь, умножился род человеческий и чтобы не было заблуждений, чтобы не уклонялись люди с прямого пути, временами Акликуль воплощался в пророков, приносящих миру книги божественного разума. Первым пророком был Адам—отец человечества, мудрый наставник, начавший жизнь. Вторым пророком пришел Пух (Пой), управляющий чудесным кораблем, спасшим праведных людей от великого наводнения, покрывшего некогда водой за грехи людей всю поверхность земную.
Третьим посланником пришел праведный Ибрагим (Авраам), родоначальник многих людей. Четвертый пророк Муса (Моисей) принес на землю законы, а пятый Гайса (Иисус) показал чудеса и даже живым вознесся на небо. Шестой пророк был велик, ибо он был Мухаммед. Шесть не может быть конечным числом, ибо числом завершения является цифра 7. Планет сотворено 7; небес, окружающих нас, тоже 7 и под конец все дни человеческие исчисляются семиричным кругом недели. Так и пророков, вмещающих в себя божественную сущность Аклику-ля, должно прийти по числу завершения 7, но о седьмом будет рассказано потом, чтобы пояснить причины его появления.
 
PamirДата: Четверг, 16.07.2009, 16:00 | Сообщение # 19
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 1
Статус: Offline
Пророк является ан-Нотиком—Говорящим, но он должен быть утвержден на прочном фундаменте и иметь Асаса—Основу. Адам имел Асасом—Шиса, Нух—Сима, Ибрагим—сына своего—Исмаила, Муса—спутника Харуна (Аарона), Гайса—сподвижника своего Шимун-ус-Сафо (Симона-Петра), а Мухаммед—благословенного Али, да будет вовеки чтимо святое имя его.
Как сотворен человек? Он соединяет в себе три сущности—душу растительную, чувственную и говорящую. Душа растительная образует тело; чувственная—душа человека, а говорящая—это его дух, разум. Так создана и вера, имеющая три категории: шариат, тарикат и хаки кат. Шариат образуется из законов и подобен забору, окружающему сад чувственного познания бога, где на живительном дереве Тариката плоды сладостного духовного познания Хакиката. Непросвещенным людям нужен забор, чтобы они не вышли из сада веры в хаос безверья, окружающий со всех сторон божественный сад Тариката. Люди же, имеющие познания, могут прикоснуться к живительному дереву, а дерзающие—вкушают даже плоды Хакиката.
Пророки, принося свои учения, должны окружать проповеди забором шариата, а Асас прикасается, минуя все перегородки, к плодам познания. Поэтому Асас всегда стоит ближе к истине, чем пророк, закрывающий истину... Все имеет свое время. Время зерну падать в черную землю, время колосу произрастать из зерна и время колосу приносить обильный урожай. Каждый пророк имел свой период, но окончилась эпоха шести пророков, а вместе с тем наступил конец века шариата.
Акликуль—Мировой Разум, воссоединившись с Нафси-кулем—Мировой Душой, породили третью божественную эманацию—Каюм-уль-Киамат—Мировую Справедливость—Стоящего во главе Всех. Он вошел в телесную оболочку седьмого Аламутского имама—Кахира, который стал, в отличие от всех пророков, сразу ан-Натыком и Асасом. 17-го рамазана 559 года хиджры (8 августа 1164 года нашей эры) он, созвав всех верующих, сказал им: «Я имам и владыка времени и отныне снимаю с людей все установленные религией обязательства в отношении всего дозволенного и воспрещенного. Я уничтожаю все постановления Шариата, так как ныне время Киамата—воскресенья. Вследствие этого люди должны лишь внутренне быть с богом, а наружно в своей жизни они могут делать все, что хотят».
 
PamirДата: Четверг, 16.07.2009, 16:01 | Сообщение # 20
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 1
Статус: Offline
С той поры был установлен у нас день воскресенья, который мы отмечаем в нашем тайном ритуале Дават-и-Бако, а Кахира просто зовут Саиб-аль-Ахыр, Господин Последнего Времени. После уничтожения века Шариата божество непосредственно воплощается в нашем имаме—Ага-хане, слова которого выше всех священных писаний, ибо сказаны они самим Богом.
По истечении 2000 лет, после Хиджры наступит время Хакиката, а затем окончится и этот век семи периодов и придет эпоха конца Томат-аль-Кубро; тогда все звезды потухнут, разъединятся стихии, горы будут взметены кверху и уподобятся клочьям расщипанной шерсти и распадутся все элементы в своих составных частях. Земля заменится тонкой материей, небеса со своими звездами свернутся, как свиток с начертанными письменами. Перед людьми станут совершенные ими поступки, добро очистится от зла, покор-вые отделятся от мятежных. Частицы Истины, заключенные в душу каждого человека, соединятся с Мировой Душой, а частицы лжи вольются в хаос, порожденный падающими звездами. Чтобы пройти новый круг для возрождения материи, опять будет создана земля, придет пророк Адам и остальные пророки, придет Каюм-аль-Киамат и, пройдя круг жизни, снова распадется земля, снова совьется свиток с неба с начертанными звездными письменами и таких циклов всего будет семь, пока не очистится все существующее на земле от лжи и мрака. Души несправедливых должны пройти такое перерождение и могут входить даже в самых нечистых животных, поэтому мы, если умирает ишан, должны убить семь диких зверей одного за другим, чтобы освободить его душу от ненужных блуждании.
Все существующее стремится к слиянию с Нафсикулем, но путь к этому соединению подобен восхождению на высокую гору, когда один странник достигает вершины, другой только подходит к подножию горы.
Семь ступеней познания стоят перед каждым верующим: на вершине стоит Ага-хан (имам), проникнутый божественной природой, а за ним следует Худжжа—апостол Истины. Такими апостолами были в числе 12 последних на земле Пир-Шо-Насыр-и Хосров-и Хасан-и-Сабах. Следующей ступенью спускается до'и—проповедник учения. Таким проповедником среди многих других был Махмуд-Джебистари. Он проповедовал по приказу имама Рукнуддин-Хуршаха, скрывая свою принадлежность к исмаилизму и поэтому его часто считают простым шиитским суфи. Жил он в Иране в провинции Керманшах. Книги его почитаются не только исмаилитами, но широко известны и среди шиитов.
Вслед за до'и идет ступень Мозун-и-Акбар—разъяснитель учения. В этой ступени был Шейх-Хаир-Хо, написавший книгу, известную под его именем.
 
PamirДата: Четверг, 16.07.2009, 16:01 | Сообщение # 21
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 1
Статус: Offline
Пятым звеном в цепи познания является Муалим-и-Садык—указатель истины. К числу их принадлежат все ишаны. Халифы—стоят на 6-й ступени, называемой мозун-и-асгар. Все же верующие стоят внизу, являясь опорой этих ступеней нисхождения божественного начала и именуются му-стаджиб. Поэтому к ним божественная благодать не может снизойти непосредственно и доходит толька через халифа и ишанов, оберегающих паству от дурных влияний и наставляющих ее на путь.
Верующие во всем должны слушать своих учителей и следовать по их стопам. Бог далеко от них, а ишаны всегда пребывают среди последователей пути веры. Они могут поддержать падающего, могут остановить бегущего в тюрьму неверия и оплакивают дела несчастья. Народ знает это и свято чтит учителей закона—своих наставников». Но чтобы пройти этот путь наставника исмаилитов, стать великим, чтимым своими учениками и через много веков, Насиру-и Хосрову понадобились при жизни приложить много усилий и стараний. В Каире Насир-и Хосров, постигая таинство исмаилит-ского учения, прожил почти три года и в конце своего «учебного» срока был принят самим имамом, халифом Египта Мустансиром. После этой встречи Насир-и Хосров так пришелся по душе правителю Египта, что тот принял его к себе на службу и даже пользовался его милостями. Затем он был посвящен в дан и послан в Хорасан, в Балх для распространения там исмаилизма. Чтобы не вызывать лишних подозрений, ему было велено возвращаться на родину с караваном паломников через Мекку и Басру. Так что за время своего пребывания в путешествии, Насир-и Хосров неоднократно побывал в священном городе. По приезде на родину он выбрал местом своих пропово-дей город Балх. В то время это был развитый и многолюдный город. Но здесь он встретил не только горячих поклонников, а также и противников. Вот как он в диване говорит о трудностях своей проповеднической деятельности:
Больному человеку сахар кажется несладким,
Не удивительно поэтому, что мы—исмаилиты,
Кажемся тебе неверными.
Один из нас приходится на тысячу вас, хотя вас,
как муравьев против змеи, много, а нас мало.111
Если выслать пятьсот скотов против
одного человека—это не будет войско.
Нам можно не считать вас за войско.
 
PamirДата: Четверг, 16.07.2009, 16:02 | Сообщение # 22
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 1
Статус: Offline
Но Насир-и Хосров не только занимался распространением учения исмаилитов в Балхе, но, как свидетельствуют его биографы, он подолгу так же жил в Мазандаране, Систане, Хутталяне и в ряде других мест. Подтверждение этому мы среди его стихов находим такие строки:
Хотя я происхожу из Хорасана,
дружба с потомками и домом пророка
сделала меня йомганцем и мазандаранцем.

Помимо Балха и Мазандарана Насир-и Хосров также проповедовал и в Нишапуре. На этот счет в одной из его биографий, изданных в Индии, рассказывается, как в Нишапуре во время проповеднической деятельности толпа разорвала в клочья одного из его сторонников, но сам Насир-и Хосров остался цел и невредим, ибо его защитил чудесный огонь, который плотным барьером отделял проповедника от разъяренных людей. Подобные трудности не останавливали Насира-и Хосрова, он так в старости пишет о своей жизни того периода:
Так как днем грабитель перерезал нам все пути,
если в дорогу мы отправляемся только ночью,
то это так и подобает, о сын мой!
Поэтому днем мы, подобно звездам, сокрыты
от глаз людей, а ночью ходим и бодрствуем. -

Двор халифа Мустансира высоко оценил проповедническую деятельность Насира-и Хосрова в Хорасане и других городах и в знак его заслуг приказал дар аль-илим—учреждению, ведавшему деятельностью да'и за пределами халифата, назначить Насира-и Хосрова на высокий пост худж-жата, сахиб—джизари Хорасан.
И подобное признание и введение его в столь высокий духовный сан исмаилитов придали Насиру-и Хосрову еще больше энергии и уверенности. Он писал:
Клеймо Мустансира би-л-лаха я поставил на грудь себе и во всю ширину лба.
Насир-и Хосров все больше и больше завоевывал сторонников, в некоторых городах секты исмаилитов стали преобладать среди других вероисповеданий. Один из противников Насира-и Хосрова в то время так писал о его деятельности: «Секта ан-насирийа — это сторонники Насира-и Хосрова, был он распроклятый... и много народу из населения Табаристана сошло с пути истинного и приняло эту веру». И воистину, прав был автор этих слов: через три года после возвращения из поездки в Аравийские страны и Египет деятельность Насира-и Хосрова как проповедника исма-илизма и халифа Мустансира, которого худжжат Хорасана называл «имамом времен», которому постепенно должен подчиниться весь мир, — эти идеи прочно завоевали не только города Хорасана, но и других мест. Однако в посланиях к верующим Насир-и Хосров называл себя «худжжат земли Хорасанской»: Для разумных я в Хорасане — Худжжат Мустансира, посланный к невеждам.

 
PamirДата: Четверг, 16.07.2009, 16:02 | Сообщение # 23
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 1
Статус: Offline
Но однако эта деятельность Насира-и Хосрова в пользу халифа Мустансира вскоре вызвала недовольство Сельджукских правителей, и они начали преследования и гонения на исмаилитов, и в первую очередь на самого Насира-и Хосрова. По поводу гонений, устроенных на него Сельджуками, он писал в своих стихах:
Почему так сильно боятся моего имени и титула?
Я не пролил ногой ничью воду,
Я никогда ни у кого не отбирал силой хлеб,
ни одного юношу я своим гнетом не сделал стариком,
Почему же тогда стали моими врагами и старики и юноши!

А врагами Насира-и Хосрова стали, как он говорит, старики и юноши потому, что правители и улемы Хорасана настроили против него все население, и однажды возбужденные толпы людей напали на дом худжжата в Балхе. Насир-и Хосров и этот момент в своей жизни не оставил без внимания. Почему судьба наслала на меня столько тысяч злобных и разъяренных? Я изгнан из дома за веру, из-за нее у меня двести тысяч врагов.
Сопротивление Насиру-и Хосрову было настолько сильным и действенным, что он был вынужден бежать в горы Бадахшана, и поселился там в неприступном Йомгане. Здесь жители гор его учение приняли полностью и пошли за ним и за его верой. Здесь Насира-и Хосрова люди еще при жизни признали как святого и назвали его «султан» и «шах», считали его потомком Али.

 
PamirДата: Четверг, 16.07.2009, 16:02 | Сообщение # 24
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 1
Статус: Offline
Сведения о жизни Насира-и Хосрова в Йомгане хорошо поданы в книге «Асар аль-билад» (1275 год). Автор Закария Казвини познакомился с неким Хусам ад-Дином из Балха, который хорошо знал Насира-и Хосрова. С его слов Казвини пишет: «Насир-и Хосров построил в Йомгане замки и бани и разбил сады. Хусан ад-Дин лично посетил замки Насира и видел в них айваны, покрытые росписью». Сам Насир-и Хосров в одной из касыд так характеризует свое положение в Йомгане:
Каждый год одно послание с призывом
во все концы мира я рассылаю,
чтобы знал мой враг, что я не то,
что ты, не слаб в вере и не унижен.

Вот что об авторитете и влиянии Насира-и Хосрова на население горного Бадахшана и всего Хорасана пишет его современник Абу-л-Маали в своей книге «Байан аль-адиан»: «И у них (у исмаилитов) в каждой стране есть человек, который призывает к этой вере народ. Этого человека называют сахиб-джазира и ему в каждой стране подчинены да'и. И о двух людях в наше время было известно, что они добились поста сахиб-джазира-худжжата: один—Насир-и Хосров, который поселился в Йомгане и сбил с пути народ, и его ересь там завелась, и другой Хаами Саббах». Высокий авторитет среди населения, великолепные дворцы, построенные в горном крае, все это говорит о том, что Насир-и Хосров сделал Йомган настоящей резиденцией худжжата в Хорасане. Народ здесь его называл высшим титулом Шо Насир.
Здесь Насир-и Хосров вел не только большую проповедническую деятельность, но и активно вел из Йомгана переписку с Египтом. Здесь же в Йомгане им написаны основные философские и духовные произведения, такие, как «Рауша-ни-намэ», «Джами аль-хикматайн» в «Зад аль-мусафирин». В этих произведениях, которые стала настольными для всех верующих горного края на многие века, Насир-и Хосров изложил свои воззрения на исмаилитскую теологию, показал пути этой веры. Год смерти Насира-и Хосрова точно не установлен, однако, когда ему исполнилось 70 лет, он еще был жив.
Похоронен Насир-и Хосров в том же Йомгане в округе Джерма (сейчас территория Афганистана), неподалеку от кишлака Хозрат-и Саййд, названного так в его честь. В заключение жизнеописания великого худжжата Насира-и Хосрова я считаю уместным приложение «Отчета о командировке в Припамирские бекства Бухарского ханства», составленного секретарем Российского Императорского Политического Агентства (посольства) бароном Черкасовым в 1904 году. Этот отчет весьма полно характеризует, как, спустя девять столетий, учение Насира-и Хосрова и память о нем живет среди тех, кому он проповедовал.

 
PamirДата: Четверг, 16.07.2009, 16:03 | Сообщение # 25
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 1
Статус: Offline
«Имея уже понятие о силе влияния на таджиков их ишанов или пиров, я всемерно постарался приобрести, с первых же дней по приезде в Шугнан, расположение и доверие этих религиозных наставников. Внешние знаки внимания, которые я оказывал ишанам, весьма расположили ко мне их муридов, а возможность беседовать с ишанами без помощи переводчика и обнаруженное мною некоторое знание сути их религии помогли вызвать нужную откровенность и получить немало ценных сведений по интересующим меня вопросам.
Признавая главнейшими святыми Мухаммеда, дочь его Фатьму, зятя Али и внуков Хасана и Хусейна, свою религию таджики между собою называют «дини-пэндж-тэн», «религия «пяти особ», а себя, адептов этой религии—«пэндж-тэни». Символическим знаком принадлежности к «пэндж-тэн» служит рука с расставленными пятью пальцами, изображение которой часто встречается высеченным на скалах и камнях в Шугнане и Вахане. Учение это, несомненно, народилось из исмаилизма, но отошло от него так далеко, что я положительно считаю «пэндж-тэн» совершенно особой религией, имеющей с мусульманством столько же общего, сколько персидский ба-бизм, т, е. почти ничего. Основатель религии Шах Насири Хосров, живший в XII веке нашей эры, как сказано в его жизнеописании, приложенном к книге «Ишар», изучал в Бухаре не только мусульманское богословие, но основательно ознакомился с Новым и Ветхим Заветом. Затем он жил при дворе халифа Аль Мустансир Билла (во второй половине XII века) в Египте, где, как известно, исмаилизм достиг в X веке при халифе-фатимиде Аль Хаким би-Ар-милла крайних, уродливых форм развития. В учении Шах Насири Хосров перемешаны доктрины чистого ислама, учения Христа, секты исмаилитов и даже браманизма. К этому народ от себя прибавил остатки древнего огнепоклонничества и фетишизма и в результате получился странный конгломерат, каким ныне представляется по внешности религия «пэндж-тэн».
 
PamirДата: Четверг, 16.07.2009, 16:03 | Сообщение # 26
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 1
Статус: Offline
Из обязанностей, возложенных на мусульман их пророком, пятикратная ежедневная молитва, паломничество к святым местам, пост и омовение являются для массы «пэндж-тэни» необязательным, а поэтому никем и не исполняются. Обрезание и многоженство—вот то, что осталось в религии «пэндж-тэн» от ислама. Подоходный налог в пользу бедных—закят в исламе—выражается в форме пожертвования одной десятой части со всего, получаемого «пэндж-тэни», своему Бомбейскому пиру. Эта предписываемая религией обязанность выполняется с необычайной добросовестностью. Не только каждая десятая мерка хлеба, каждый десятый кусок вытканного сукна, каждый десятый ягненок или теленок, но и каждое десятое дитя передается муридом своему местному шпану, для направления по принадлежности. Посвященный ребенок, впрочем, воспитывается в доме родителей, а по достижении совершеннолетия обязан только исполнять назначенную ишаном работу или дать ему корову, лошадь и т. д. Вторая обязанность «пэндж-тэни» — благоговейное почитание каждым муридом своего ишана и безусловное, слепое ему повиновение. Для мурида его ишан все на свете: он признанный при жизни святой, представитель перед Богом всех своих муридов, молитвенник за свою общину и исполнитель за членов ее всех тех религиозных обязанностей, которые ему заблагорассудится исполнять. Внешних форм богопочитания масса «пэндж-тэни» не знает: у них нет ни храмов, ни священнослужителей. Всякий грамотный человек может, если умеет, совершить обрезание, бракосочетание или погребение, прочитав при этом несколько арабских и персидских молитв, помещенных в особом сборнике. Почитание камней, нескольких могил, будто бы потомков Али, привычка носить «тунары» (талисман, состоящий из зашитого в мешочек клочка бумажки с написанным на нем заклинанием на тот или иной случай) и уважение к огню—вот в чем выражается видимым образом религия «пэндж-тэни». Священных камней, больших и малых, в Шугнане и Вахане множество. Лежат они, большею частью, при дорогах и тропинках и всякий прохожий и проезжий считает долгом остановиться у такого камня и положить на него или возле него маленький камешек. Такие же камешки кладут поклонники на мазары—могилы имамов Мухаммед Багира на Гунте, близ урочища Вам-Кала, и Зейнуль Аб-дина близ кишлака Тым на Пяндже, а в Вахане, близ кишлака Намадгут, самого Али, зятя Пророка. Иногда священным камням делают жертвоприношение, обливая их растопленным маслом и зажигая перед ними светильники. В таджикских жилищах часто можно видеть положенные на почетное место один или несколько камней, почерневших от обильных возлияний масла—это домашние святыни. В ряду последних особым почетом пользуются камни, имеющие форму головы, один из которых мне удалось получить в собственность. Таковы верования таджиков Шугнана и Ва-хана. Роушанцы более приближаются к чистым шиитам, камням не поклоняются, но почитают также горячо, как и остальные таджики, своего местного пира Сеида-Шахзадэ-Хасана.
 
PamirДата: Четверг, 16.07.2009, 16:04 | Сообщение # 27
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 30
Репутация: 1
Статус: Offline
Религиозные руководители таджиков, их шпаны, все считаются сеидами, потомками Али. Но сеид ишаном быть не может. Таким образом, звание ишана остается в одних и тех же семьях, переходя преимущественно, хотя и не всегда, от отца к старшему сыну, если последний окажется, по мнению общины муридов, достойным стать их фетишем и получить утверждение от главы религии Ага Хана. Готовящийся в ишаны сеид изучает Коран и священные книги своей религии, из которых главных четыре: «Вадж-худ-дин» (Наставление в вере), иначе «Калами-пир» (Слово наставника), «Ум-муль-Китаб» (Мать книг), «Хефт-баб» (Семь глав) и «Ишар»—краткое изложение в стихах книги «Калами-пир». Есть и другие сочинения, ознакомление с которыми для ишанов не обязательно—«Рушнаи-наме», «Канзуль-хака-ик» и диван совершенно, кажется, неизвестного европейским ориенталистам персидского поэта—суфи и вольнодумца— Шамсуд-дина Тебризи. Все означенные сочинения проникнуты духом персидского суфизма: они опровергают схоластические суннитские толкования о свойствах Божества, доказывают, что религия о Боге одна, но различно изложена Моисеем, Христом и Мухаммедом, что различие религиозных воззрений при наличности веры в Божество не должно служить причиной к разъединению людей и восстают против формалистики суннизма, фигурально толкуя обязанности, налагаемые Исламом на своих адептов. Так, молитва должна выражаться в доброжелательстве к ближнему, пост—в воздержании от дурных поступков и проч. Учение об имамате изложено в перечисленных книгах неодинаково—в некоторых более в духе исмаилизма, признающего имамат бесконечно—существующим в роде Ага Хана, в других—в духе секты «асна ашара», ограничивающей число имамов двенадцатью. В части этической все книги «пэндж-тэни» носят сильные следы учения Христа. Первое правило, рекомендуемое «пэндж-тэни» к сведению и руководству,— «не делай другому того, чего ты не желаешь, чтобы другие делали тебе». Другое правило—о том, что нельзя отвечать злом на зло,—даже изложено в той форме, которую мы встречаем в Евангелии: «если кто-нибудь ударит тебя по щеке, то подставь ему и другую».
Проникновенность духом вышеназванных книг не остается без сильного и заметного влияния на самих пиров: спокойствие, благожелательное отношение к окружающим муридам, простая, но полная чувства собственного достоинства манера держать себя, любовь к разговорам на отвлеченные темы—-свойственны всем ишанам, с которыми я познакомился в Памирских бекствах»1. Жизнь Насира-и Хосрова-—это воистину подвиг во имя торжества идей Господа миров, чьим нижайшим рабом он считал себя. И этот труд на поприще прославления Господа миров Насира-и Хосрова не пропал даром. Воистину его можно назвать пророком горного Бадахшана, ибо таковым его знают люди этого края в течение девяти веков.
 
Форум » Исмаилиты. Наша вера » Носир-и-Хосров » ШО-НАСИР-И ХОСРОВ.Биография. (Биография великого поэта)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024      Сделать бесплатный сайт с uCoz